Обустройство манежей и конкурных плацев, грунт для них

От хорошего покрытия плаца для верховой езды зависит, насколько здоровыми будут ноги лошади. Кто экономит на этом, впоследствии часто платит вдвойне.

При строительстве манежей совершается бесчисленное множество ошибок. Поэтому дождь превращает их в моря; покрытия становятся глубокими, твердыми, болотистыми или пыльными.

«Я могу только посоветовать всем не строить манеж самостоятельно», говорит Катя Швелинг, архитектор по ландшафту в фирме « Jakob Leonhards und Söhne » в Вуппертале, которая написала свою дипломную работу по покрытиям манежей и разрабатывает указания для строительства открытых манежей.

Так как ошибки впоследствии очень сложно исправить. Самоучки подвергаются опасности заплатить за свой манеж дважды: в первый раз за якобы дешевое самостоятельное строительство, а затем за новое строительство профессионала.

Проблемы начинаются уже в начале строительства, так как на строительство нового манежа нужно получить письменное разрешение компетентной инстанции. Тот, кто полагается на устные обещания ландрата, в худшем случае должен будет демонтировать свой манеж.

Независимо от того, на какого исполнителя, какую систему и какие материалы падает выбор, манеж, как правило, состоит из трех слоев.

Несущий слой (основание) состоит из грубого водопроницаемый материала, например, из гальки. В зависимости от несущей и водопропускной способности подслоя почвы его толщина должна составлять от 15 до 40 см. Там, где дождевая вода просачивается особенно плохо, дополнительно прокладываются дренажные трубы.

Над несущим слоем располагается промежуточный слой толщиной 5 – 15 см. Его задача – препятствовать смешиванию нижнего и верхнего слоя. Чтобы сохранялся дренажный эффект нижнего строения [основания], промежуточный слой должен быть водопроницаемым. Для этого применяются многочисленные специальные материалы – от водопроницаемого минерального бетона или асфальта и гидроаккумулирующей лавы до резиновых и нетканых материалов.

Нетканые материалы неблагоприятны для использования, потому что они легко зацепляются зубцами бороны и вытягиваются на поверхность. Бетон и асфальт также вряд ли еще используются в качестве промежуточного слоя: их водопропускная способность быстро снижается, когда частицы из верхнего слоя закупоривают поры.

Наиболее часто используются специальные маты и решётчатые пластины. Благодаря им можно использовать более дешевый несущий слой и более тонкий верхний слой. К тому же в зависимости от модели они накапливают воду или заставляют почву лучше пружинить.

Многие открытые манежи строятся с наклоном под углом от одного до полутора градусов, благодаря чему дождевая вода стекает по направлению к краям.

Для манежей, которые необходимо перестроить, идеальным материалом являются маты, которые можно укладывать прямо на верхний слой почвы. «Однако если Вы хотите использовать такой манеж дольше нескольких недель, вам придется по меньшей мере убрать гумус, так как он через некоторое время садится, и манеж может стать неровным», - советует Алоиз Дольд из компании “ Terra Bausysteme ”, находящейся в Баден-вюртембергском районе Хардт.

Такой компромисс напрашивается, например, для наездников, которые хотят построить манеж на время на земле, которая им не принадлежит. В этом случае не нужны дорогостоящие работы; манеж можно без проблем демонтировать и построить в другом месте.

Верхний слой является ядром открытого манежа. Обычно его толщина составляет около 10 см, в зависимости от потребностей и бюджета. «Спортсменам по выездке нужен мягко пружинящий грунт, который, тем не менее, не должен быть слишком глубоким», - говорит Катя Швелинг.

Манежи для конкура должны быть более твердыми и шероховатыми, чтобы лошади не скользили на крутых поворотах и могли бы отталкиваться с наименьшей силой. При ковбойской езде, напротив, необходимо скольжение при с лайдинг-стопе (остановке с торможением задними ногами).

Классический верхний слой состоит из песка. Различная величина, форма и смесь песчинок придают ему различные качества. Если все песчинки одинакового размера, они легко разъезжаются, и лошадь при этом глубоко проваливается. Песчинки различного размера делают песок гуще и устойчивее. Круглые песчинки более подвижны и легко сдвигаются. Кроме того, они не так сильно натирают копыта. Чем больше мелких частиц или песчаной глины содержится в песке, тем тверже он становится, когда высыхает. Содержащие глину манежи в разгар лета становятся твердыми, как дерево, а во время дождя – мягкими и глубокими.

Чистый песок без глины или с небольшим ее содержанием реагирует на погоду противоположным образом. Влага хорошо удерживает вместе отдельные песчинки, верхний слой становится твердым. При высыхании он становится мягким и глубоким. Это как на море: в дюнах сухой песок рыхлый и глубокий, а на побережье – влажный и устойчивый.

Этот принцип используется в системах приливов и отливов для манежей.

Чтобы дорогостоящий верхний слой не сдуло ветром, манеж нужно окаймить деревянными балками, бетонным бордюром или специальными ограждениями. В некоторых фирмах по строительству манежей эти ограждения включены в общую стоимость, в других вам придется заплатить за это дополнительно.

Чтобы верхний слой продержался как можно дольше, вам придется за ним ухаживать. Прежде всего это означает: конский навоз нельзя оставлять на манеже. Иначе со временем он превратится в пыль и смешается с грунтом, который станет при этом слишком плотным и пылеобразным.

Кроме того, манеж нужно регулярно боронить, чтобы он не превратился в американские горки. Это можно сделать с помощью простого собственноручно изготовленной бороны из легких автомобильных шин, металлических колец или кусков железа.

Однако специальные бороны являются гораздо более основательным и экономящим усилия средством. На песке они работают без проблем. При других покрытиях нужно обращать внимание на то, что не каждая борона подходит для того или иного грунта.

Старые модели не подходят для грунтов с текстильными компонентами, так как текстильные волокна схватываются иначе, чем чистый песок или смесь песка и древесины.

Кроме того, при современных, часто сравнительно тонких верхних слоях нужно обращать внимание на то, чтобы зубцы не слишком глубоко проникали в покрытие, так как они могут таким образом повредить промежуточный слой.

Чтобы открытые манежи не становились ни слишком мягкими, ни слишком твердыми и пылеобразными, вам нужна вода. Если дождевой воды недостаточно, нужно орошать их искусственно. «Неважно, каким образом вы поливаете манеж, - говорит Катя Швелинг, - главное, чтобы вы делали это равномерно. Нельзя поливать вручную садовым шлангом».

Выбор системы орошения зависит, по мнению экспертов, от размера манежа и имеющегося в наличии водопровода. Для манежей, которые располагаются наполовину на солнце, а наполовину в тени, стоит использовать систему с отдельными настраивающимися компонентами, иначе вскоре у вас на одной половине будет пустыня, а на другой – лужи.

Природные материалы, использующиеся в грунте для манежей

Чистый песок не всегда идеально подходит для верховой езды, так как без мелких частиц у него небольшая прочность при сдвиге. Он не выдерживает давления сбоку, и лошади могут легко соскользнуть. Помощь оказывают так называемые наполнители, которые препятствуют скольжению и одновременно разрыхляют грунт, который иначе был бы слишком твердым.

Чаще всего в качестве наполнителя используют древесные стружки и щепу. «Они особенно хорошо подходят для манежей, к которым предъявляются не очень высокие требования, - говорит специалист по манежам Катя Швелинг. – Кроме того, их легко получить, они относительно дешевые и накапливают влагу в грунте».

Однако не каждый лесопильный завод обеспечивает необходимое качество. «Стружки не должны содержать кору, потому что она отделяется от остального дерева, вместе с дождевой водой погружается вниз и может засорить дренажную систему», - объясняет Христиан Гедике из “Reitplatzbauer Transpofix”.

Отдельные стружки не должны быть длиннее 2-3 см и толще 0,5 см, потому что иначе они могут застрять в копыте. Хотя маленькие стружки придают грунту меньше прочности при сдвиге, на открытых манежах они портятся быстрее, чем большие.

Не каждый вид древесины подходит для манежа. «Это должна быть мягкая древесина. Стружки из твердой древесины могут вонзаться в копыта и вызывать нарывы», - говорит Гедике.

Точное количественное соотношение песка и стружек различается в зависимости от производителя и зависит от типа песка и стружек. Обычно доля древесины в верхнем слое составляет от 30 до 50 процентов.

Хотя покрытие только из древесины было бы дешевым, оно вряд ли подошло бы для верховой езды. «Если манеж покрыть только древесиной, грунт быстро сгниет и в сочетании с водой превратится в жидкое мыло, - объясняет Катя Швелинг. – Кроме того, такой грунт будет недостаточно устойчивым, так как отдельные стружки плохо соединяются друг с другом». Покрытие из древесной коры также не годится в качестве грунта, потому что оно портится еще быстрее, чем древесина.

Все органические материалы, использующиеся при строительстве манежей, портятся. Дождевая вода, ветер, солнце, трение и бактерии способствуют тому, что со временем они сгнивают. Чтобы манеж оставался в хорошем состоянии, верхний слой нужно регулярно обновлять – как часто, зависит от воды и от количества лошадей, на которых здесь будут регулярно ездить.

Если верхний слой приходится удалять, благоприятно, если он состоит из натуральных материалов. Чистый песок чаще всего отвозят на песчаные или гравийные карьеры. Песок с добавлением древесины можно отвезти туда же.

Чтобы, несмотря на натуральные материалы, верхний слой сохранялся как можно дольше, Андреас Вегманн из “Columbus Horse Equipment” ( Геннерсдорф, Рейнланд-Пфальц ) использует волокно кокосовой пальмы: «Оно портится гораздо дольше, чем древесная стружка, потому что оно настолько же стойкое, как твердая древесина». Покрытие обладает еще одним преимуществом: «Вам не нужна традиционная борона. Часто хватает просто грабель, так как нужно разрыхлить только самый верхний слой».

Клаус Дамманн из „Dammann Reit- und Sportplatzbau“ добавляет в верхний слой своих манежей, построенных по принципу системы приливов и отливов, рисовую лузгу: «Это работает только в этой системе, так как лузга постоянно остается влажной, - говорит специалист по грунтам. – В обычном грунте они слишком быстро становились бы сухими и растирались бы в песке».

В качестве добавочного материала к песку предлагается использовать и каучук. «Каучук делает манеж приспособленным к зиме, - говорит Лукас Марти из г. Гроссванген, Швейцария. – Даже когда почва замерзает при минусовой температуре, под копытами лошади он снова становится эластичным». Абсолютно нетоксичный природный материал можно, согласно производителям, без проблем удалить; кроме того, его можно смешивать с худшим по качеству песком, если там не содержится слишком много извести.

Даже старые кирпичи заново открыты в строительстве манежей. Фирма „Der Grüne Sand“ , занимающаяся строительством манежей, делает несущий и промежуточный слой из кирпичной крошки. Рудольф Хетцель из г. Балинген, Баден-Вюртемберг, даже построил целый манеж целиком из кирпичного лома. Для нижнего слоя он взял крупно рубленные, для верхнего – мелко смолотые кирпичи.

Обрезки, волокна и воск:

Синтетические материалы, использующиеся для грунта манежей

Манежи могут полностью или частично состоять из искусственных материалов. Абсолютно синтетическим является грунт из измельченных волокон ковролина.

По словам Тони Шустера, содержателя конюшен из баварского города Кемпфенхаузен, у такого грунта много преимуществ: «Мне не нужно его убирать, а только один-два раза в год … Конский навоз убирать не нужно, так как дождь его просто смывает».

Кроме того, этот грунт является погодостойким. «Если у меня водопроницаемый нижний слой, дождевая вода быстро стекает, - говорит Тони Шустер. – Кроме того, манеж можно использовать и в мороз, и в снег, так как при нагрузке верхний слой разрыхляется, даже если перед этим был замерзшим». Благодаря темному цвету покрытия на солнце снег быстро тает.

Правда, у этого покрытия есть и недостатки, прежде всего при использовании его под крышей. «В одном зале навоз не убирался, - рассказывает Шустер. – Не было дождя, чтобы его смыть. В конце концов навоз превратился в пыль».

Такой синтетический манеж не подходит, по его мнению, и для конкура и ковбойской езды: для прыжков на высоком уровне недостает хватки и жесткости, а при с лайдинг-стопе не получится скольжения.

Современное покрытие из измельченных волокон состоит, конечно, не из остатков ковра, так как текстильные обрезки не содержат резины. Сегодня они производятся специально для манежей.

Как же утилизируются многочисленные кубические метры такого покрытия, когда его все же необходимо заменить? Зольвиг Шмидт, владелица фирмы “Swing Ground” , не видит здесь никаких проблем: «Грунт Swing Ground не нужно обновлять. Возможно, после нескольких лет интенсивной эксплуатации нужно будет добавить некоторое количество нового материала, но старый при этом убирать не нужно».

Тот, кто демонтирует свой манеж, может сдать покрытие производителю. «Мы принимаем назад все, что не содержит грубых загрязнений, например, камней и прочих посторонних материалов, и вторично перерабатываем».

Строительство подобного манежа не представляет никаких сложностей. Сначала насыпают 15-20-сантиметровый слой грубого водопроницаемого материала. Сверху укладывают около 16 см измельченных волокон. Со временем они усаживаются и, по словам производителей, становятся все устойчивее.

В качестве наполнителя для покрытий из песка синтетические волокна, прежде всего нетканый материал, являются хорошей альтернативой древесным стружкам. Так называемый геотекстиль смешивается с песком в виде измельченных волокон. Они делают грунт более прочным на сдвиг и более рыхлым. В отличие от дерева, они не сгнивают. Правда, это имеет свои недостатки: утилизация такой смеси песка и синтетики довольно трудна, потому что она считается домашними отходами или даже спецотходами (то есть особенно вредными для окружающей среды). Оптимальным вариантом была бы утилизация составных частей грунта по отдельности. Однако для этого измельченное волокно нужно просеять из песка, а это слишком дорого.

Некоторые производители берут назад верхний слой манежей, в отдельных случаях даже независимо от состава грунта. «Если мы забираем назад старые грунты, мы их перерабатываем и продаем заинтересованным покупателям», - говорит Алоиз Дольд, управляющий фирмы „Terra Bausysteme“.

Новыми на рынке являются облагороженные грунты. Фирма „Pferdestalleinrichtungen Niemann“ покрывает составные части своих текстильно-песочных смесей вазелинообразным воском. «С такими покрытиями вам ни в помещении, ни снаружи не нужно орошение», - утверждает управляющий Мартин Ниманн.

Нанесение воска должно препятствовать растворению мелких частиц, вследствие чего в грунте появляется пыль. «Верхний слой хорошо лежит и изнашивается не так быстро, как другие». По его утверждению, этот грунт не замерзает до тех пор, пока на него не попадает вода. Однако на открытых манежей это, конечно, неосуществимо.

Утилизация такая же, как и у других смешанных грунтов. Ниманн: «Наш воск медицинского качества, не пахнет, не растворяется в воде и совершенно безопасен для окружающей среды».

 

(Взято с сайта weedern.ru)